Модуль   
Блок входа     
Теоретический    
Генерализация    
Блок выхода   
Контакты   

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ   БЛОК

 

Задания первого уровня сложности

 

№ 1. Выпишите из текста глаголы и определите их вид и наклонение.

Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия.

Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыб. Если бы вы поискали Полярную звезду, вы бы ее нашли.

Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры.

Проверьте себя!

Пытались – несовер.вида, изъявит. накл.

Сосчитать – инфинитив.

Ориентироваться – инфинитив.

Разделили – совер.вида, изъявит.накл.

Соединили – соверш.вида, изъявит.накл.

Появились – соверш.вида, изъявит.накл.

Дали – соверш.вида, изъявит.накл.

Спрячьте – соверш.вида, повелит.накл.

Выберите – соверш.вида, повел.накл.

Приглядитесь – соверш.вида, повелит.накл.

Заметите – соверш.вида, изъявит.накл.

Поискали бы – соверш.вида, услов.накл.

Нашли бы – соверш.вида, услов.накл.

Посмотрите – соверш.вида, изъявит.накл.

Увидите – соверш.вида, изъявит.накл.

Зависит – несоверш.вида, изъявит.накл.

Если вы это сделали правильно, начислите себе 4 балла. Вы узнаете глаголы в тексте и можете определить их  основные грамматические категории.

№ 2. Образуйте неопределенную форму глаголов, учитывая различие суффиксов неопределенной формы.

  1. Бреду, веду, везу, гребу, мету, несу, плету,  ползу, расту, скребу, трясу, цвету, вытрясу, выскребу, выведу.

  2. Сяду, кладу, паду, краду, сочту, прочту.

  3. Берегусь, секу, увлеку, пеку, стерегу, жгу, теку, стригу, могу.

  4. Для второго уровня модуля!  Не сидится, не лежится, не хочется,  думается, придется (сделать).

Проверьте себя!

  1. Брести, вести, везти, грести, мести, нести, плести, ползти, расти, скрести, трясти, цвести, вытрясти, выскрести, вывести.

  2. Сесть, класть, пасть, красть, счесть, прочесть.

  3. Беречься, сечь, увлечь, печь, стеречь, жечь, течь, стричь, мочь.

  4. Сидеть, лежать, хотеть, думать, прийтись.

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 1 балл,
еще 1 – за задание  4.

№ 3. Выделите в данных глаголах основу инфинитива и основу настоящего времени. Прочитайте в рекомендованной литературе сведения о том, как выделяется основа инфинитива и основа настоящего времени, и о том, какие формы глагола от них образуются. Отметьте различия и совпадения  этих основ.

Жить, везти, умереть, шить, выть, вставать, бороться, ужинать, организовывать, чернеть, плюнуть, заведовать, любить, пускать, твердить, попросить, брести, стереть, понять.

Проверьте себя!

Жив – у, жи- ть; вез-у, вез-ти; умере-ть, умр-у; ши-ть, шь-ю;вы-ть, во-ю; встава-ть, вста-ю; боро-ть-ся, бор-ю-сь, ужина-ть, ужина-ю; организовыва-ть, организовыва-ю; чернее-ть, черне-ю; плюну-ть, плюн-у; заведова-ть, заведу-ю; люби-ть, любл-ю; пуска-ть, пущ-у; тверди-ть, тверж-у; попроси-ть, попрош-у; брес-ти, бред-у; стере(г)-чь(ти) или стеречь, стерег-у;поня-ть, пойм-у.

За правильное выполнение задания  - 4 балла.

№ 4. Расположите данные ниже глаголы в группы по спряжению. Укажите форму 3 л. мн.ч. наст.вр.

Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть.

Проверьте себя:

1 спряжение: написать- напишут, молоть – мелют, стукнуть – стукнут, жалеть- жалеют, стелить – стелют, сеять- сеют, поискать – поищут, сыпать – сыплют, дремать – дремлют, сыскать – сыщут, пожинать – пожинают, навеять – навеют, обезуметь – обезумеют, угаснуть – угаснут.

2 спряжение: видеть – видят, светиться – светятся, приставить – приставят, ходить – ходят. Строить – строят, воротить – воротят, судить – судят, жалить – жалят, платить – платят, носить – носят, слышать – слышат, обидеть – обидят.

Разноспрягаемые глаголы: брезжить – брезжут, хотеть – хотят.

Выполнили правильно? + 4 балла!

№ 5. Вставьте пропущенные буквы.

  1. Посмотр..шь на дельца иного: хлопоч…т, меч…тся, ему дивятся все.

  2. Сова усматрива…т лежащего в кустах зайца. Мгновенно налета..т и, впившись в него лапай, другую держ..т наотмашь.

  3. Андрей фырка..т, полощ..тся под краном.

  4. Хозяин каждый вечер хол..т. неж..т, леч..т стайку яблонь и кудрявых груш.

  5. Белым пухом сыпл..т тополя.

  6. Много буд..шь знать, скоро состар..шься.

  7. Метель с визгом стел..тся по земле, а в городе меч..тся в тесном тупике, как заблудившийся

  8. Игра..т, плещ..тся волною, хохоч..т, плач..т,  как дитя.

  9. Здесь, когда ед..шь и не спишь ночью, сон цен..шь превыше всего.

  10. Как аукн..тся, так и откликн..тся.

  11. Блещ..т золотом хлопушки.

Проверьте себя!

  1. Посмотришь на дельца иного: хлопочет, мечется, ему дивятся все.

  2. Сова усматривает лежащего в кустах зайца. Мгновенно налетает и, впившись в него лапой, другую держит наотмашь.

  3. Андрей фыркает, полощется под краном.

  4. Хозяин каждый вечер холит. нежит, лечит стайку яблонь и кудрявых груш.

  5. Белым пухом сыплют тополя.

  6. Много будешь знать, скоро состаришься.

  7. Метель с визгом стелется по земле, а в городе мечется в тесном тупике, как заблудившийся.

  8. Играет, плещется волною, хохочет, плачет,  как дитя.

  9. Здесь, когда едешь и не спишь ночью, сон ценишь превыше всего.

  10. Как аукнется, так и откликнется.

  11. Блещут золотом хлопушки.

За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов!

№6.  От приведенных ниже глаголов образуйте формы 2 л. мн.ч. будущего времени и повелительного наклонения. Обратите внимание на правописание  образованных форм.

 Выписать, окликнуть, выбрать, переписать, привыкнуть, выйти, вскрикнуть, стукнуть, выручить, вымести, прыгнуть, спуститься, разбудить, подняться, прошептать.

Проверьте себя!

 

Будущее время.

Повелительное наклонение.

Выпишете, окликнете, выберете, перепишете, привыкнете, выйдете, вскрикнете, стукнете, выручите, выметете, прыгнете, спуститесь, разбудите, подниметесь, прошепчете.

Выпишите, окликните, выберите, перепишите, привыкните, выйдите, вскрикните, стукните, выручите, выметите, прыгните, спуститесь, разбудите, поднимитесь, прошепчите.

За выполнение задания без ошибок  – 5 баллов.

№7. Образуйте видовую пару к следующим глаголам и определите способ образования данной формы (для тех, кто выбрал второй уровень).

Рассказать, читать, шить, расти, уговорить, дотронуться, освоить, разработать, встать, заболеть, заявить, уменьшать, оградить, стрелять, сверкать, сжать, засыпать, разрезать, брать.

Проверьте себя!

Рассказать – рассказывать, читать – прочитать , шить – сшить, расти – вырасти, уговорить – уговаривать, дотронуться – дотрагиваться, освоить – осваивать, разработать – разрабатывать, встать – вставать, заболеть- заболевать, заявить – заявлять, уменьшать – уменьшить, оградить – ограждать, стрелять –стрельнуть, сверкать – сверкнуть, сжать – сжимать, засыпать – заснуть, разре΄зать - разреза΄ть, брать - взять.

Вспомнили, как образуется видовая пара? Все правильно? Еще 5 баллов + 2 балла за задания второго уровня.

№8. Определите переходные и непереходные глаголы, запишите их в две группы.

Читать, молчать, играть, наблюдать, петь, писать, волноваться, беспокоить, удирать, пожимать, ехать, бежать, нести, плыть, лезть, гнать, смотреть, злить, злеть, охладить, охладеть, охлаждать, старить, стареть, устаревать, тащить, уснуть, задеть, длиться, встречаться, покрыть, покрываться, вздыхать, огласиться, огласить, воспитать.

Обезденежить, обезденежеть, обезводить, обезводеть, обессилеть, обессилить, обескроветь, обескровить.

Проверьте себя:

 

Переходные глаголы

Непереходные глаголы

Читать, петь, писать,наблюдать беспокоить, пожимать, нести, гнать, злить, охладить, охлаждать, старить, тащить, задеть, покрыть, огласить, воспитать.

Обезденежить, обезводить, обессилить, обескровить.

Молчать, играть, волноваться, удирать, ехать, бежать, плыть, лезть, злеть, охладеть, стареть, устаревать, уснуть, длиться, встречаться, покрываться, вздыхать, огласиться.

Обезденежеть, обезводеть, обессилеть, обескроветь.

Заодно сформулируйте правило правописания глаголов с приставкой обез(с)-. Просто обратите внимание на закономерность.

Если все правильно ,то начислите себе еще 5 баллов.

№ 9. Вспомните, какое значение имеет категория наклонения. В предложенных  примерах определите наклонение глаголов и  время, лицо, число, род глаголов, если это возможно. Определите зависимость наклонения глаголов и категории времени.

  1. Таня примирительно сказала: «Поезжай!».

  2. Горит алмазами пшеница, ковер душистый стелет рожь.

  3. Полюбите молодца, сердце подарите!

  4. Не отдали б Москвы!

  5. Молчалин вам наскучил бы едва ли.

  6. Райский крался, как вор, ощупью, проклинал каждый хрустнувший прут под ногой.

Проверьте себя:

Сказала – изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., жен.р.

Поезжай – повелительное наклонение, ед.ч.

Горит – изъявительное наклонение, наст. вр., ед.ч. 3 л .

Стелет – изъявительное наклонение, наст.вр., ед.ч, 3 л.

Полюбите, подарите  – повелительное наклонение, мн.ч.

Не отдали б – условное наклонение, мн.ч.

Наскучил бы – условное наклонение, ед.ч., м.р.

Крался, проклинал – изъявит.накл., муж.р., ед.ч.

Только в изъявительном наклонении, так как это наклонение обозначает действие,  протекающее в реальности, у глагола есть формы времени., поэтому логично определять у глагола сначала  наклонение, а потом время, и т.д.

За правильно выполненное задание – 5 баллов.

 

Теперь пора выполнить тест, подобный тесту ЕГЭ, и тест, который мы рекомендум как более сложный, из книги Ивановой Т.Б., Баженовой Е.А., Дускаевой Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2005.

Тест № 1

Тест № 2

 Если вы его сделали правильно, то на этом можете закончить изучение модуля, вы подготовились к ЕГЭ!

 

Задания второго уровня сложности

 

 

Календарь

  Новая страница 2

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

 

Файлы

 

маркированный список

Структура содержания модуля (39 Кбайт)

маркированный список

Методические указания для учащихся  (74 Кбайт)

маркированный список

Блок входа (36 Кбайт)

маркированный список

Теоретический блок (31 Кбайт)

маркированный список

Практический блок
(101 Кбайт)

 

 
       
     
 
   
 
 
 Главная   |  Блок входа   |   Теоретический   |   Практический   |   Блок выхода   |   Контакты
 

© Карелина Лариса Владиславовна

zontik122@mail.ru

Hosted by uCoz