|
| | | | | |
|
|
ПРАКТИЧЕСКИЙ БЛОК | |||||||||||||||||||||||
|
Задания первого уровня сложности | ||||||||||||||||||||||||
| |||||||||||||||||||||||||
№ 1. Выпишите из текста глаголы и определите их вид и наклонение. Люди с давних пор пытались сосчитать звезды, чтобы лучше ориентироваться на небе. Они разделили условно весь небосклон на районы, а самые яркие звезды соединили линиями. Так появились созвездия, которым ученые дали разные названия. Спрячьте однажды вечером свои учебники в стол, выберите удобное место у окна и приглядитесь к звездному небу. Вы заметите созвездия Лебедя, Рака, Рыб. Если бы вы поискали Полярную звезду, вы бы ее нашли. Если вы посмотрите на небо в темноте, то вы увидите разные звезды: маленькие и большие, белые и красные. Цвет звезды зависит от ее температуры. Проверьте себя! Пытались – несовер.вида, изъявит. накл. Сосчитать – инфинитив. Ориентироваться – инфинитив. Разделили – совер.вида, изъявит.накл. Соединили – соверш.вида, изъявит.накл. Появились – соверш.вида, изъявит.накл. Дали – соверш.вида, изъявит.накл. Спрячьте – соверш.вида, повелит.накл. Выберите – соверш.вида, повел.накл. Приглядитесь – соверш.вида, повелит.накл. Заметите – соверш.вида, изъявит.накл. Поискали бы – соверш.вида, услов.накл. Нашли бы – соверш.вида, услов.накл. Посмотрите – соверш.вида, изъявит.накл. Увидите – соверш.вида, изъявит.накл. Зависит – несоверш.вида, изъявит.накл. Если вы это сделали правильно, начислите себе 4 балла. Вы узнаете глаголы в тексте и можете определить их основные грамматические категории. № 2. Образуйте неопределенную форму глаголов, учитывая различие суффиксов неопределенной формы.
Проверьте себя!
Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 1 балл, № 3. Выделите в данных глаголах основу инфинитива и основу настоящего времени. Прочитайте в рекомендованной литературе сведения о том, как выделяется основа инфинитива и основа настоящего времени, и о том, какие формы глагола от них образуются. Отметьте различия и совпадения этих основ. Жить, везти, умереть, шить, выть, вставать, бороться, ужинать, организовывать, чернеть, плюнуть, заведовать, любить, пускать, твердить, попросить, брести, стереть, понять. Проверьте себя! Жив – у, жи- ть; вез-у, вез-ти; умере-ть, умр-у; ши-ть, шь-ю;вы-ть, во-ю; встава-ть, вста-ю; боро-ть-ся, бор-ю-сь, ужина-ть, ужина-ю; организовыва-ть, организовыва-ю; чернее-ть, черне-ю; плюну-ть, плюн-у; заведова-ть, заведу-ю; люби-ть, любл-ю; пуска-ть, пущ-у; тверди-ть, тверж-у; попроси-ть, попрош-у; брес-ти, бред-у; стере(г)-чь(ти) или стеречь, стерег-у;поня-ть, пойм-у. За правильное выполнение задания - 4 балла. № 4. Расположите данные ниже глаголы в группы по спряжению. Укажите форму 3 л. мн.ч. наст.вр. Брезжить, видеть, написать, светиться, приставить, молоть, хотеть, стукнуть, ходить, строить, воротить, жалеть, стелить, судить, сеять, жалить, платить, носить, поискать, сыпать, слышать, дремать, сыскать, пожинать, обидеть, навеять, обезуметь, угаснуть. Проверьте себя: 1 спряжение: написать- напишут, молоть – мелют, стукнуть – стукнут, жалеть- жалеют, стелить – стелют, сеять- сеют, поискать – поищут, сыпать – сыплют, дремать – дремлют, сыскать – сыщут, пожинать – пожинают, навеять – навеют, обезуметь – обезумеют, угаснуть – угаснут. 2 спряжение: видеть – видят, светиться – светятся, приставить – приставят, ходить – ходят. Строить – строят, воротить – воротят, судить – судят, жалить – жалят, платить – платят, носить – носят, слышать – слышат, обидеть – обидят. Разноспрягаемые глаголы: брезжить – брезжут, хотеть – хотят. Выполнили правильно? + 4 балла! № 5. Вставьте пропущенные буквы.
Проверьте себя!
За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов! №6. От приведенных ниже глаголов образуйте формы 2 л. мн.ч. будущего времени и повелительного наклонения. Обратите внимание на правописание образованных форм. Выписать, окликнуть, выбрать, переписать, привыкнуть, выйти, вскрикнуть, стукнуть, выручить, вымести, прыгнуть, спуститься, разбудить, подняться, прошептать. Проверьте себя!
За выполнение задания без ошибок – 5 баллов. №7. Образуйте видовую пару к следующим глаголам и определите способ образования данной формы (для тех, кто выбрал второй уровень). Рассказать, читать, шить, расти, уговорить, дотронуться, освоить, разработать, встать, заболеть, заявить, уменьшать, оградить, стрелять, сверкать, сжать, засыпать, разрезать, брать. Проверьте себя! Рассказать – рассказывать, читать – прочитать , шить – сшить, расти – вырасти, уговорить – уговаривать, дотронуться – дотрагиваться, освоить – осваивать, разработать – разрабатывать, встать – вставать, заболеть- заболевать, заявить – заявлять, уменьшать – уменьшить, оградить – ограждать, стрелять –стрельнуть, сверкать – сверкнуть, сжать – сжимать, засыпать – заснуть, разре΄зать - разреза΄ть, брать - взять. Вспомнили, как образуется видовая пара? Все правильно? Еще 5 баллов + 2 балла за задания второго уровня. №8. Определите переходные и непереходные глаголы, запишите их в две группы. Читать, молчать, играть, наблюдать, петь, писать, волноваться, беспокоить, удирать, пожимать, ехать, бежать, нести, плыть, лезть, гнать, смотреть, злить, злеть, охладить, охладеть, охлаждать, старить, стареть, устаревать, тащить, уснуть, задеть, длиться, встречаться, покрыть, покрываться, вздыхать, огласиться, огласить, воспитать. Обезденежить, обезденежеть, обезводить, обезводеть, обессилеть, обессилить, обескроветь, обескровить. Проверьте себя:
Заодно сформулируйте правило правописания глаголов с приставкой обез(с)-. Просто обратите внимание на закономерность. Если все правильно ,то начислите себе еще 5 баллов. № 9. Вспомните, какое значение имеет категория наклонения. В предложенных примерах определите наклонение глаголов и время, лицо, число, род глаголов, если это возможно. Определите зависимость наклонения глаголов и категории времени.
Проверьте себя: Сказала – изъявительное наклонение, прошедшее время, ед.ч., жен.р. Поезжай – повелительное наклонение, ед.ч. Горит – изъявительное наклонение, наст. вр., ед.ч. 3 л . Стелет – изъявительное наклонение, наст.вр., ед.ч, 3 л. Полюбите, подарите – повелительное наклонение, мн.ч. Не отдали б – условное наклонение, мн.ч. Наскучил бы – условное наклонение, ед.ч., м.р. Крался, проклинал – изъявит.накл., муж.р., ед.ч. Только в изъявительном наклонении, так как это наклонение обозначает действие, протекающее в реальности, у глагола есть формы времени., поэтому логично определять у глагола сначала наклонение, а потом время, и т.д. За правильно выполненное задание – 5 баллов.
Теперь пора выполнить тест, подобный тесту ЕГЭ, и тест, который мы рекомендум как более сложный, из книги Ивановой Т.Б., Баженовой Е.А., Дускаевой Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2005. Если вы его сделали правильно, то на этом можете закончить изучение модуля, вы подготовились к ЕГЭ!
| |||||||||||||||||||||||||
Календарь
|
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
Файлы |
|||||||||||||||||||||||||
|
|||||||||||||||||||||||||
| | | | | | |||||||||||||||||||||||||
© Карелина Лариса Владиславовна |