Модуль   
Блок входа     
Теоретический    
Практический    
Блок выхода   
Контакты   

 

 

ПРАКТИЧЕСКИЙ   БЛОК

 

Задания второго уровня сложности

 

Итак,  с нами остались те, кто хочет более углубленно  изучить  модуль  «Глагол».   Мы рады, что эта тема заинтересовала вас. Продолжим?

В этом разделе вам предлагается выполнить задания, которые потребуют от вас больше знаний и умений. Выполнив их, вы сможете стать более компетентным в лингвистике,  подготовиться к олимпиаде и обучению в вузе.

№ 1.  Определите одновидовые и двувидовые глаголы и укажите их вид:

a.     Барствовать, бездельничать, посматривать, телеграфировать, стабилизировать, взмолиться, засмеяться, избежать, воздействовать, отслужить, исследовать,  перестараться, организовать, порадоваться, венчать, женить,  ранить, обещать, казнить, стоить.

b.     Почему глаголы отгреметь, грянуть, сглазить,  хлынуть, очнуться имеют только один вид?

 Проверьте себя:

А. Глаголы одновидовые: барствовать, бездельничать, посматривать, засмеяться, взмолиться, избежать,  порадоваться, стоить, отслужить, перестараться.

Двувидовые: телеграфировать, стабилизировать, воздействовать,  исследовать, венчать, женить, ранить, обещать, казнить, стоить.

Б. Значение предельности, мгновенности не допускает несовершенного вида.

За выполнение задания без ошибок  – 3 баллов.

№ 2. Определите перходность глаголов в следующих предложениях:

  1. Редактор правит рукопись.

  2. Миром правит любовь.

  3. Бабушка хорошо готовит.

  4. Бабушка готовит борщ.

  5. Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит.

  6. Зрители не поняли, что герой по-настоящему любит.

Проверьте себя:

В примерах 2,3 глагол непереходный, 1, 4 – переходный. В примерах 5,6 глагол может считаться переходным и непереходным в зависимости от логического ударения.

За правильное выполнение задания смело поставьте себе 3балла!

№ 3. В приведенных предложениях из стихотворений В.В.Маяковского найдите глагольные новообразования, определите, по каким словообразовательным моделям они созданы.

  1. Товарищи газетчики, СССР оглазейте, - как понимается написанное в газете.

  2. Тело намускули в спорте и в душе.

  3. Молодцом на коня боевого влазь, по земле пехотинься пеший. С неба всю землю глазами оглазь, на железного коршуна севши.

  4. Воткнул штепсель, открыл губы: электрощетка – юрк! – и выблестила зубы!

  5. Да так, чтоб скала распостелилась в пух.

  6. Рвало здесь землетрясение дороги  петли, сакли расшатало, ухватив за край, развезувился старик Ай-Петри.

  7. Смотри, чтоб в уголочках не откнопились кнопки.

  8. Что ж, сиди и в плаче Нилом нилься.

  9. Вчерашний день виня во лжи, расколоколивали птицы о солнце.

Проверьте себя: все новые глаголы образуются по образцу продуктивных классов, их всего пять. В данном случае 1 глагол образован по типу1 класса (основа инфинитива на –е), 9 – по 4-ому 9основа инфинитива на _ова, ева), остальные по типу 5 класса(основа инфинитива на -и).

Выполнили правильно? + 3 балла!

№ 4.  Образуйте форму 3 лица мн.ч от глаголов:

Молоть муку, мелить (потолок), клеить, строиться, бороться, колоть (дрова), реять, веять.

Проверьте себя:

Мелют, мелят (потолок), клеят, строятся, борются, колют, реют, веют.

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 2 балла

№ 5. Образуйте вариантные формы глагола 3 лица ед.ч. от следующих инфинитивов:

Капать, метать, обязывать, связывать, страдать, указывать, брызгать, кудахтать, махать, плескаться, рыскать, хныкать, хлестать.

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 2 балла

Форму 1 лица ед.ч. настоящего или будущего времени от инфинитивов. Как называются эти глаголы?

Очутиться, ощутить, сквозить, убедить, чудить, победить, дерзить, пронзить.

Проверьте себя:

Эти глаголы называются глаголами с избыточной парадигмой (в первом случае), и неполной парадигмой (во втором).

Капать – каплет и капает, метать – мечет и метает, обязывать – обязывает и обязует, связывать – связывает и связует, указывать – указывает и указует, брызгать – брызжет и брызгает, кудахтать – кудахчет и кудахтает, махать – машет и махает, плескаться – плещется и плескается, рыскать – рыщет и рыскает, хныкать – хнычет и хныкает, хлестать – хлещет и хлестает.

Во втором случае указанная форма не образуется.

За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов!

 № 6. Как вы скажете:

1.     Если необходимо употребить глаголы  победить, убедить, очутиться, ощутить,  чудить в 1-м лице?

2.     Выздоровеют или выздоровят, опостылеют или опостылят?

3.     Чтят или чтут?

4.     Полоскает или полощет, плескает или плещет, кудахтает или кудахчет, колыхает или колышет, мурлыкает или мурлычет, махает или машет, рыскает или рыщет?

5.     Брызгает или брызжет, двигает или движет, капает или каплет, метает или мечет?

Проверьте себя!

1.     Используется описательная форма.

2.     Нормативные формы –еют (т.к. гл.1 спр).

3.     2 вариант.

4.     Литературному языку присущи вторые варианты каждой пары.

5.     Различаются по смыслу и стилистическому употреблению: «брызгает» - окропляет, «брызжет» - разлетается каплями.»Двигает» - перемещает, толкая или таща что-либо, «движет» - побуждает, руководит, «метает» - бросает что-либо, «мечет» - воспроизводить потомство(1 из значений), «капает»  - падает  каплями, «каплет»- течет каплями.

Выполнили правильно? + 3 балла!

№ 7. Прочитайте значение возвратных глаголов, приведите свои примеры по аналогии.

1.     Собственно-возвратные глаголы выражают действие, субъект и прямой объект которого являются одним и тем же лицом: [Дочки] надушатся да припомадятся, что куклы нарядятся (Д. Бед.). Аффикс -ся в этих глаголах имеет значение «себя».

2.    Взаимно-возвратные глаголы обозначают действие нескольких лиц, из которых каждое лицо одновременно является и субъектом и объектом обозначенного действия. Аффикс -ся у таких глаголов имеет значение «друг друга»: И новые друзья ну обниматься, ну целоваться (Кр.).

3.    Общевозвратные глаголы выражают внутреннее состояние субъекта, замкнутое в самом субъекте, или изменение в состоянии, положении, движении субъекта. Такие глаголы допускают присоединение слов «самому», «сам» - огорчаться, передвигаться (самому); огорчался, передвигался (сам: Попадья Балдой не нахвалится, поповна о Балде лишь и печалится (П.).

4.    Косвенно-возвратные глаголы обозначают действие, совершаемое субъектом в своих интересах, для себя: Он был парень аккуратный. Всем запасся в путь обратный (П.).

5.    Безобъектно-возвратные глаголы обозначают действие вне отношения к объекту, замкнутое в субъекте как постоянное его свойство: Уж жжется солнышко (Н.); Мать штопала тулупчик, но он все рвался и рвался (Пауст.).

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 2 балла

№ 8. Определите разницу в значении выделенных глаголов. В каких случаях возможна замена глагола с постфиксом –ся  глаголом без него и наоборот?

  1. Кучер мчит неистово; я только успеваю кидать быстрые взгляды направо и налево.
    Двое суток поезд мчал меня по снежным равнинам и лесам.
    Дни мчались в воздухе нагретом. Уж разрешалася зима.

  2. Но и волос своих я лишился, сам лишил себя.

  3. Весь берег реки был усеян народом: купались, купали лошадей; а главное – умывались.
    Часу в пятом купали команду.

  4. Говорил он мало, только просил пить. Шел бы ты в деревню, - просился бы там в учителя или писари.

  5. Ее покойная мать Саша  одевалась всегда по последней моде и всегда возилась с Аней и одевала ее изящно, как куклу. Уж поздно, путник одинокой оделся буркою широкой.

  6. Стены белели приветно, и стекла раскрытых окон румянились и блестели на заходившем солнце. Но вот ночей царица скатилась за леса, и тихая денница румянит небеса. В лощинах туман, как молоко, белеется.

  7. Маятник старинных часов стучал тяжело.  Раздается гудение толстого шмеля, который то и дело стучится в потолок.

Проверьте себя!

  1. Кучер мчит, поезд мчит – предполагается (или присутствует) объект действия, замена невозможна. Дни мчались –общевозвратный глагол (значение см.выше). Замена невозможна.

  2. Лишился, лишил сам – общевозвратный глагол. Замена невозможна.

  3. Купали лошадей, купали команду  – см. 1 пример. Купались – собственно-возвратный глагол. Замена невозможна.

  4. Просил пить – см. 1 пример. Замена невозможна.  Просился – косвенно-возвратный глагол. Замена возможна (просил бы место учителя).

  5. Одевала ее – см.1 пример. Одевалась, оделся – собственно-возвратный глагол. Замена невозможна.

  6. Румянит  - см.1 пример, замена невозможна. Белели – обозначает действие, замкнутое в субъекте как его постоянное свойство. Замена возможна. Белеется – безобъектно-возвратный глагол, замена возможна.

  7. Стучит – обозначает действие, замкнутое в самом субъекте. Стучится  - общевозвратный глагол. Замена возможна.

За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов!

 № 9. Укажите случаи употребления одного наклонения в значении другого:

1.     Пушку осмотреть да хорошенько вычистить!

2.     Скорей! Пошел, пошел, Андрюшка.

3.     Знай я ремесло – жил бы в городе.

4.     Умрем же под  Москвой, как наши братья умирали!

5.     Ты бы ложилась спать, мама.

6.     Учились бы, на старших глядя!

7.     Не прими он теперь твердого, удобного армии решения, - конец его делу

8.     Да, хлопотно с детьми: одного учи, другого лечи, третьего на руках носи…

Проверьте себя:

1.     Употребление инфинитива в значении повелительного наклонения.

2.     Употребление формы изъявительного наклонения в значении повелительного наклонения.

3.     Употребление повелительного наклонения в значении условного.

4.     Употребление формы изъявительного наклонения в значении повелительного.

5.     Употребление формы условного наклонения в значении повелительного.

6.     Употребление условного наклонения в значении повелительного.

7.     Употребление формы повелительного наклонения в значении условного.

8.     Употребление повелительного наклонения в значении изъявительного.

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 2 балла

№ 10. Формы лица также могут употребляться в переносном значении. Вспомните такие случаи. Когда мы употребляем

  • мы вместо я;

  • ты вместо я;

  • он вместо я;

  • они вместо я;

  • она вместо я;

  • мы вместо ты;

  • ты вместо  вы?

Проверьте себя!

  • Для выражения учтивости, скромности.

  • Для выражения повторяемости действий, возможности его наступления (Встанешь, бывало…)

  • Когда субъект характеризует себя как постороннее лицо.

  • Для усиления роли обобщенного действующего лица (Что тебе говорят!)

  • При пренебрежительном отношении, когда говорящий как бы игнорирует собеседника (А он еще стоит и любуется!).

  • При неодобрительном или ироническом  тоне вместо сочувствующего (Стараемся?  Ну-ну…).

  • Для выражения приказа или команды. (Выходи по одному!).

Если вы все сделали правильно, то поставьте себе 2 балла

№ 11. Укажите случаи переносного употребления категории лица.

1.     Встанешь, бывало, поутру и словно с горы на салазках покатишься.

2.     Ну, молодчики, покажи работу! Начинай!

3.     Пей, ребята, перед боем, ешь, ребята, крепче!

4.     Ну бери, бери! Нет, как вам это нравиться? Ему предлагают от чистого сердца, а он еще жеманиться.

5.     Рассердился старик. Он думает, что так вот приехал, да сейчас тебе Владимира в петлицу дадут.

Проверьте себя!

1.     Употребление 2 лица ед.ч. вместо 1 лица ед.ч.

2.     Употребление 2 лица ед.ч. вместо мн.ч.

3.     Употребление 2 лица ед.ч. вместо мн.ч.

4.     Употребление 3 лица ед.ч. вместо 2 лица ед.ч.

5.     Употребление  2 лица ед.ч. вместо 3 лица ед.ч.

Выполнили правильно? + 4 балла!

№ 14. Определите, в каком значении  времени употреблены формы глагола и для чего?

1.     Из шатра, толпой любимцев окруженный, выходит Петр

2.     Еду сегодня в ночь.

3.     Я ушел.

4.     Глядел, глядел, да как засмеется вдруг!

5.     Проезжаем мы через одну деревню, лет тому пятнадцать будет.

6.     «Ночуем здесь, на дворе», - сказал я.

Проверьте себя!

1.     Настоящее время вместо будущего.

2.     Настоящее вместо будущего.

3.     Прошедшее вместо будущего

4.     Будущее  вместо прошедшего.

5.     Настоящее вместо прошедшего.

6.     Настоящее вместо будущего.

За выполнение задания без ошибок  – 5 баллов.

№ 12. Дайте характеристику безличных глаголов-сказуемых в следующих безличных предложениях: значение безличных глаголов, возвратная-невозвратная форма.

  1. За рекой бухало, ахало, стукало.

  2. От него как бы пахнуло южным ветром, солнцем, морской волной.

  3. В сухом воздухе пахнет полынью, сжатой рожью, гречихой.

  4. Вечерело. Горы были уже в тени.

  5. Стало светать.

  6. Просто мне нездоровилось в это время.

  7. Прозвучало над ясной рекой, прозвенело в померкшем лугу, прокатилось над рощей немой, засветилось на том берегу.

  8. Не хватало хлеба даже до святок.

  9. Скажи-ка, что глаза ей портить не годится.

Проверьте себя!

  1. Значение действия неизвестной силы, форма невозвратная. Личный глагол в безличном употреблении.

  2. Значение состояния природы, форма невозвратная. Личный глагол в безличном употреблении.

  3. Значение состояния природы, форма невозвратная. Личный глагол в безличном употреблении.

  4. Значение состояния природы, форма невозвратная. Собственно безличный глагол.

  5. Значение состояния природы, форма невозвратная. Собственно безличный глагол.

  6. Значение физического состояния человека, форма возвратная. Собственно безличный глагол.

  7. Значение действия неизвестной силы, форма невозвратная  у первых двух глаголов, возвратная – у двух других. Личный глагол в безличном употреблении.

  8. Значение отсутствия чего-либо, форма невозвратная. Собственно безличный глагол.

  9. Модальное значение долженствования. Форма возвратная. Личный глагол в безличном употреблении.

 За правильное выполнение задания смело поставьте себе 5 баллов!

 

 

 

 

Календарь

 

  Новая страница 2

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

Файлы

 

маркированный список

Структура содержания модуля (39 Кбайт)

маркированный список

Методические указания для учащихся  (74 Кбайт)

маркированный список

Блок входа (36 Кбайт)

маркированный список

Теоретический блок (31 Кбайт)

маркированный список

Практический блок
(101 Кбайт)

 

 
       
     
 
   
 
 
 Главная   |  Блок входа   |   Теоретический   |   Практический   |   Блок выхода   |   Контакты
 

© Карелина Лариса Владиславовна

zontik122@mail.ru

Hosted by uCoz