Модуль   
Блок входа     
Теоретический    
Практический    
Блок выхода   
Контакты   

 

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ БЛОК

 

Литература

 

Вам нужно изучить тему "Глагол" в следующих учебниках:

  1. Литература для первого уровня:

  • Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. - М.: «Просвещение» 2005.

  • Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. Уч. пособие. - М.: «Русское слово», 2004.

  • Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык. Учебник-практикум для старших классов. -М.: «Вербум-М», 2004.

  • Морозова Л.В. Современный русский язык.-  С.-Пб: «Антология». 2005.

  • Львова С.И. ГИА 2008. Русский язык: Сборник заданий. – М.: Эксмо, 2008.

  • Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2005.

  • Александров В.Н., Александрова О.И., Соловьева Т.В. Единый государственный экзамен. Русский язык: Справочные материалы, контрольно-тренировочные  упражнения, создание текста. Челябинск: Взгляд, 2005.

  1. Литература для второго уровня:

  • Морозова Л.В. Современный русский язык.-  С.-Пб: «Антология». 2005.

  • Шанский Н.М., Тихонов Н.Н. Современный русский язык в 3-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 1981

  • Розенталь Д.Э. Современный русский язык. – М.: 2002.

  1. Можно заглянуть:

  • Современный русский язык. Теория. Анализ языковых единиц. В 2-х частях. П\р Дибровой Е.И. - М.: «Академия», 2001.

  • Русский язык. Энциклопедия. Изд.2.-  М.: «Большая Российская энциклопедия». 1997.

  • Иванова Т.Б., Баженова Е.А., Дускаева Л.Р. Орфографические, пунктуационные, речевые нормы русского языка в таблицах и тестах. – Пермь, 2005.

  • Кириенко Н.В., Соколовская Л.В., Трошева Т.Б. Тематические тесты по русскому языку. Фонетика, морфемика, словообразование, лексикология, морфология, синтаксис: Учебное пособие / Перм. ун-т. - Пермь, 2001.     

 

 

Календарь

 

 

  Новая страница 2

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

Вы познакомились с теоретическими сведениями по теме «Глагол». Пожалуйста, ответьте на вопросы и потом проверьте себя:

  • Какие слова относят к глаголам? (знаменательные слова, обозначающие действие или состояние как процесс).

  • Какие грамматические категории имеет глагол? (категории вида, переходности- непереходности, залога, наклонения,  времени, лица).

  • Каковы синтаксические функции глагола? (Быть сказуемым, инфинитив может быть любым членом предложения).

  • На какие 2 группы делятся все глагольные формы? (Спрягаемые формы (это словоизменительные формы: формы наклонения, времени, лица, числа, рода) и неспрягаемые (инфинитив, причастие и деепричастие)).

  • Расскажите об инфинитиве

  • Почему эта форма получила название неопределенной? (Обозначая действие, она не указывает на лицо, которое осуществляет его. Идея действия, состояния как процесса представлена в инфинитиве в наиболее чистом виде).

  • Почему инфинитив называют исходной формой глагольной парадигмы?  (инфинитив содержит минимальную грамматическую информацию, выражает значения только вида и залога, в сравнении с другими грамматическими формами глагола он имеет более простой состав, на его базе образуются другие грамматические формы глагола).

  • Каковы формальные признаки инфинитива? (Суффиксы –ти, -ть, -чь, суффикс –чь при этом включается в основу инфинитива, так как является нерасчленимым выражением аффикса инфинитива и предшествующего согласного).

  • Какое значение имеет категория вида? (Отношения действия к внутреннему пределу).

  • На какие группы делятся глаголы по виду? Как определить вид глагола? (Глаголы несовершенного вида и совершенного вида, основной прием – задать вопрос что делать? (для несовершенного вида) и что сделать? (для совершенного), однако обязательно нужно учитывать значение глагола при образовании видовой пары).

  • Какие глаголы являются переходными, а какие непереходными? (переходные глаголы обозначают действие, направленное на объект, выраженный зависимым именем в форме винительного падежа, непереходные – действие, не направленное на конкретный объект, однако необходимо учитывать,  в каком значении употреблен глагол в предложении).

  • Если вы выбрали первый уровень модуля, вопрос можно пропустить! Какие глаголы относятся к действительному залогу? К страдательному залогу? (Действительный залог обозначает, что действие субъекта переходит на объект. Глаголы действительного залога всегда переходные. Конструкции, состоящие из подлежащего(субъекта), сказуемого, выраженного переходным глаголом, и прямо дополнения (объекта), называются действительными оборотами. Конструкции с формой действительного залога легко преобразуются в  в конструкции, где прямое дополнение становится подлежащим, а подлежащее – косвенным дополнением, выраженным  Тв.п. Такие обороты называются страдательными).

  • Какие значения имеют наклонения глагола? (Изъявительное наклонение обозначает действие (состояние), которое говорящий считает реальным фактом в прошедшем, настоящем или будущем времени. Изъявительное наклонении обозначает реальное действие, констатирует или отрицает его наличие. Повелительное наклонение обозначает побуждение к действию. Условное наклонение обозначает предположительность действия. С точки зрения говорящего, это действие является предполагаемым, возможным или желаемым).

  • Что такое безличный глагол? Дайте их грамматическую характеристику. Назовите основные тематические группы безличных глаголов. (Глаголы, обозначающие процессы, которые протекают без участия субъекта, совершаются сами по себе. Употребляются только в формах инфинитива, в формах 3 лица настоящего, будущего времени  изъявительного наклонения; в форме среднего рода, единственного числа в прошедшем времени; в форме среднего рода, единственного числа условного наклонения.  Основные тематические группы безличных глаголов: глаголы, обозначающие состояние природы, физические и психические состояния, непроизвольные состояния, наличие или отсутствие чего-либо, долженствование, действия, связанные с представлением о судьбе).

 

Это основные сведения о глаголе, которые вы должны знать.
Теперь приступайте к выполнению заданий. Успеха!

 

 

 

Файлы

 

маркированный список

Структура содержания модуля (39 Кбайт)

маркированный список

Методические указания для учащихся  (74 Кбайт)

маркированный список

Блок входа (36 Кбайт)

маркированный список

Теоретический блок (31 Кбайт)

маркированный список

Практический блок
(101 Кбайт)

 
       
     
 
   
 
 
 Главная   |  Блок входа   |   Теоретический   |   Практический   |   Блок выхода   |   Контакты
 

© Карелина Лариса Владиславовна

zontik122@mail.ru

Hosted by uCoz