Hosted by uCoz
Модуль   
Блок входа     
Теоретический    
Практический    
Блок выхода   
Контакты   

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Материалы для изучения модуля

 

 

 

Весь учебный материал Модуля делится на следующие блоки:

 

маркированный список

Блок входа и обобщения  (пропуск в модуль и систематизация ранее изученного материала).

 

маркированный список

Теоретический блок (знакомство с новым теоретическим материалом).

 

маркированный список

Практический материал (система   тренировочных упражнений разного характера).

 

маркированный список

Блок выхода (выполнение итоговых контрольных заданий по всему блоку).

 

 

Методические указания для учащихся (прочитать)

Методические указания для родителей (прочитать)

 

Календарь

Цели изучения модуля

 

  Новая страница 2

Hosted by uCoz
Hosted by uCoz

     

  1. Систематизация, углубление и расширение знаний учащихся по теме «Глагол».

  2. Формирование лингвистической и языковой компетентности учащихся.

  3. Формирование навыков  работы с научной литературой, рефлексии, самоконтроля и самопроверки.

 

 

Файлы

Структура содержания модуля «Глагол»

 

маркированный список

Структура содержания модуля (39 Кбайт)

маркированный список

Методические указания для учащихся  (74 Кбайт)

маркированный список

Блок входа (36 Кбайт)

маркированный список

Теоретический блок (31 Кбайт)

маркированный список

Практический блок
(101 Кбайт)

 

   
  1. Знаниевые учебные компоненты, обеспечивающие формирование лингвистической и языковой компетентности:

  • Значение глагола как части речи и способ выражения этого значения в грамматических категориях глагола.

  • Начальная форма глагола, ее признаки.  Вопрос об определении  начальной формы глагола с постфиксом –ся.

  • Вопрос об объеме глагола как части речи (вопрос о причастии и деепричастии).

  • Основы инфинитива и основа настоящего времени. Принципы их выделения, вопрос о глаголах на –чь.  Формы, образующиеся от этих основ. Процессы при образовании  основ настоящего времени (наращивание суффикса –j-, чередование суффикса  в основах, чередование в корнях глаголов, частичное чередование в корнях, чередование в приставках или в корне).

  • Продуктивные и непродуктивные классы глаголов.

  • Спряжение глагола. Глаголы 1,2 спряжения, разноспрягаемые глаголы, изолированные глаголы. Принцип отнесения глаголов к типу спряжения.

  • Категория вида глаголов. Значение категории. Видовые пары глаголов. Трудности определения видовой пары (глаголы типа писать - написать). Парные, одновидовые и двувидовые глаголы. Способы глагольного действия. Происхождение вида в русском языке.

  • Переходность-непереходность глаголов. Показатели переходности. Зависимость переходности от лексического значения.

  • Возвратные глаголы. Функции постфикса –ся (формообразующая и словообразующая). Функция постфикса –ся в безличных глаголах.

  • Категория залога у глаголов, две теории залога. Суть вопроса.

  • Категория наклонения. Значение категории наклонения. Изъявительное наклонение, его показатели. Повелительное наклонение, образование форм повелительного наклонения. Аналитический способ образования форм повелительного наклонения. Аффиксы повелительного наклонения. Сослагательное наклонение, его значение, образование форм. Использование форм одного наклонения в значении другого.

  • Категория времени в русском языке, его связь с категорией вида. Абсолютное и относительное время.  Образование форм времени. История образования форм прошедшего времени. Будущее простое и будущее сложное. Общие и частные значения категории времени в пределах словоформы. Относительное время, его значение.

  • Категория лица, его значение. Основное и частные значения категории лица. Категория лица и безличные глаголы.  Вопрос о категории лица в прошедшем времени.

  • Категория числа глагола.

  • Категория рода глаголов, ее показатели. Специфика форм среднего рода глаголов.

  • Парадигма глагола. Полная, неполная, избыточная парадигма.

  • Синтаксическая роль глагола, в том числе инфинитива.

  • Правописание глаголов.

  1. Деятельностные учебные единицы, обеспечивающие формирование лингвистической и языковой компетентности.

  • Определение глагола как части речи, его категориального значения,  опознавание различных форм глагола, в том числе инфинитива.

  • Выделение основ инфинитива и настоящего времени глагола,  определение различных процессов  при образовании глаголов настоящего времени, определение классов глаголов.

  • Определение спряжения  глагола, в том числе опознавание разноспрягаемых глаголов и глаголов изолированного типа.

  • Умение определять вид глагола, находить видовые пары, опознавать одновидовые, двувидовые и парные глаголы.  

  • Умение определять переходность-непереходность глагола, учитывая при этом лексическое значение глагола в контексте.

  • Умение определять функции постфикса – ся и    возвратность глаголов.

  • Умение определять наклонение глагола,  опознавать случаи употребления  одного наклонения в значении другого.

  • Умение определять время глагола, видеть связь вида и времени глагола, образовывать формы  разных времен глагола. Умение определять значение времени глагола, в том числе в пределах одной словоформы. Умение определять абсолютное и относительное время и их значение.

  • Умение определять   лицо глагола, его значение, в том числе частные значения. Умение определять лицо у глаголов в прошедшем времени. Умение определять наличие формы лица в безличных глаголах.

  • Умение определять число глаголов.

  • Умение определять  род глаголов, в том числе со спецификой среднего рода у глаголов прошедшего времени.

  • Умение определять парадигму глагола, в том числе неполную и избыточную парадигму глагола.

  • Умение употреблять глаголы в соответствии с нормами литературного языка, применять знания по морфологии в практике правописания и проведении синтаксического анализа предложения.

  1. Деятельностные учебные единицы, обеспечивающие коммуникативную компетентность учащихся.

  • Изучающее чтение научной, учебной литературы.

  • Ознакомительное и просмотровое чтение литературы справочной.

  • Конспектирование и переработка научной информации.

  1. Деятельностные учебные компоненты, обеспечивающие развитие самоконтроля и самооценки, самокоррекции.

  • Развитие навыков осуществления самоконтроля, в том числе контроля и организации учебного времени.

  • Развитие способности определять объем содержания образования в соответствии со своими потребностями.

  • Развитие навыков  анализа собственной учебной деятельности, своих ошибок, пробелов и достижений.

 

 
 
     
     
 
 
 
 Главная   |  Блок входа   |   Теоретический   |   Практический   |   Блок выхода    |    Контакты
 

© Карелина Лариса Владиславовна

zontik122@mail.ru